В объятиях Псковской земли

Печать

Каждый год, 21 июня – в день памяти Николая Андреевича Римского-Корсакова – Вечаша принимает гостей в свой маленький концертный зал. А в год 170-летия композитора впервые за много лет у Музея-усадьбы появилась возможность отметить концертом день рождения своего знаменитого жителя.

 

   16-е марта 2014. Лужский край встречает нас – студентов и преподавателей Консерватории – великолепной снежной метелью. Необыкновенный, невиданный в городе снег – круглые, медленно тающие на ладонях шарики. Необыкновенно чистый воздух, заснеженные сосны и уютные очертания вечашского дома Римского-Корсакова, а перед тем – вёрсты пути и дорожные впечатления… Дух захватывает от приближения того места, в котором каждый куст и каждая тропинка пропитаны рождающейся здесь более ста лет назад музыкой…

   Николай Андреевич Римский-Корсаков впервые приехал в Вечашу летом 1894 года, чтобы еще пять раз приезжать сюда на летний сезон. В Вечаше появилось на свет пять опер композитора – «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста» (и часть поздних романсов 1898 года), «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В километре от Вечаши – Любенск, усадьба, которую в 1908 году семья Римских-Корсаковых смогла выкупить в личное владение, место, где был написан «Золотой петушок» и где Николай Андреевич закончил свой земной путь. Туда мы поедем чуть позже, а сейчас все внимание сосредоточено на предстоящем концерте.

   Небольшой и светлый зал музея-усадьбы в Вечаше полон гостей – из Санкт-Петербурга, Пскова, Красных Струг… – ведь нечасто ранней весной здесь проходят такие масштабные концерты. Приехала и правнучка Николая Андреевича Римского-Корсакова — Вероника Всеволодовна Прокофьева. Под легкий гул из-за полуоткрытых дверей, создаваемый самыми маленькими артистами – воспитанниками Плюсской Детской школы искусств (Плюсса – поселок и железнодорожная станция в нескольких километрах от Вечаши) – прозвучало вступительное слово директора Музея-усадьбы, Евгения Николаевича Барканникова. И наконец, музыкальная сказка началась. В этой самой обаятельной в силу возраста выступающих части концерта прозвучали романсы Римского-Корсакова «Звонче жаворонка пенье» (старший хор под руководством Ивановой Л. Г.), «Эхо» из цикла «Поэту» (Елизавета Билько, концертмейстер – Космачева Т. Г.), а также хор «Высота ли, высота поднебесная» из оперы «Садко», переложенный на квартет блокфлейтистов — учеников 2-го класса ДШИ. Необычной, но очень эстетически верной была идея включить в программу сценку «С куклой» из цикла «Детская» М. П. Мусоргского, в исполнении Матвеевой Анны, совсем юной певицы, которой игра в куклы еще подобает по возрасту. Также гости концерта могли посмотреть выставку живописных работ учащихся художественного отделения (преподаватель Сугак И. Т), посвященную 170-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова.

Юных музыкантов сменили их старшие коллеги. Музыкальное приношение Римскому-Корсакову от Консерватории, носящей его имя, заставило вспомнить о разных сторонах насыщенной творческой биографии композитора.

   Музыка для медных духовых инструментов – это напоминание о десятилетии (1873-1884), проведенном Римским-Корсаковым на посту инспектора духовых оркестров Морского ведомства. Именно Римский-Корсаков поднял уровень морских оркестров, или, как их называли, военных хоров, на недосягаемую прежде высоту, пополнил их репертуар огромным числом переложений оркестровой и оперной музыки, а также собственными произведениями для духовых ансамблей. На концерте музыку С. Штейдта, Э. Грига, Э. Ховарда, Марли исполнял Духовой квинтет студентов СПбГК (Алексей Иванов – труба, Денис Фокин – труба, Полина Калининская – тромбон, Николай Львов – валторна, Глеб Корчагин- туба ), и так понравился публике, что в ответ на дружные «Пожалуйста, еще!» ансамблю пришлось исполнить на бис одно из произведений.

   Хоровая музыка – воспоминание о подвижнической деятельности Римского-Корсакова в качестве помощника управляющего Придворной певческой капеллой (1883–1894). На этот период приходится плодотворное участие в коллективной работе по составлению сборника песнопений Всенощного бдения, на основе древних роспевов. Римский-Корсаков оставил сорок духовных сочинений и переложений. В исполнении Хора студентов СПбГК под управлением Антона Максимова в концерте прозвучали два из них: «Тебе поем», светлая молитва – часть православного Евхаристического канона, и «Молитва» на слова А. С. Пушкина, духовное сочинение не по букве, но по духу – текст Пушкина представляет собой художественный парафраз великопостного молитвословия св. Ефрема Сирина. В хоровую программу также вошел концерт «Взыде Бог» ученика Римского-Корсакова П. А. Богданова, «Свыше пророцы» М. А. Балакирева, Псалом 21 Ц. А. Кюи, отрывки из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова и «Литургии Св. Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского. Фрагмент из хорового концерта Г. В. Свиридова на слова А. С. Пушкина «Зорю бьют» был оставлен для второго выхода хора, в завершение концерта. Дирижер хора Антон Максимов предварял каждое произведение пояснительным словом, что придало выступлению хора просветительский характер.

   И, наконец, третья область музыкальной деятельности – не исключительно корсаковская, но общепетербургская – это камерно-инструментальная музыка. Еще до Глинки петербуржцы брали в руки разные инструменты и собирались, чтобы играть Музыку, и в эпоху Римского-Корсакова эта традиция еще была жива: пожалуй, на знаменитых корсаковских «средах» исполнялась вся новая музыка не только хозяина вечеров, но и многих современных и не очень современных ему композиторов. Не прекращались музыкальные встречи и в вечашском доме. А на концерте звучали произведения для скрипки и фортепиано П. И. Чайковского («Размышление» и «Мелодия»), Г. Венявского (Полонез), С. В. Рахманинова (переложение «Вокализа»)  и А. К. Глазунова  («Размышление»), в исполнении Юлии Игнатьевой и Елизаветы Глазуновой (скрипка), концертмейстер – Регина Глазунова. Кстати, Елизавета единственная из петербургских музыкантов представляла на концерте Среднюю специальную музыкальную школу (ССМШ) при Санкт-Петербургской Консерватории.

   Таким – одухотворенным музыкой, снежной ранней весной и чудесной псковской природой,  – останется в памяти это торжество, на два дня предвосхитившее наступление 170-летия нашего музыкального покровителя.

Дарья Варуль, музыковед